Александра Прохоренкова

Previous Entry Share Next Entry
"Робокоп"
ging_orichalchi
«Робокоп»
Режиссер Жозе Падилья
В главных ролях: Юэль Киннаман, Гэри Олдмен, Майкл Китон, Сэмюэль Л.Джексон
2014

В «Робокопе» я не увидела ничего визуально интересного, тем более, что это римейк. Впечатляющий состав актеров и прекрасная их работа слишком хороши для этого жанра, но, пожалуй, я нашла причину такому несоответствию.
В фильме есть несколько очень хороших эпизодов — сюжетно предсказуемых, понятных, легко объяснимых, но их стоит осознать в отрыве от «роботов», «корпораций» и прочего оберточного антуража. Сначала герою Киннамана заменяют почти все тело, только мозг остается его. С вживленными чипами, радиоуправлением, постоянным доступом химических веществ извне, но с «родными» реакциями, воспоминаниями, эмоциями. Однако в какой-то момент становится ясно, что его личность, инструментом выражения которой остается мозг, не только не соответствует требованиям к «робокопу», но где-то даже мешает (скорость человеческой реакции уступает компьютерам и он не может сражаться на равных с полноценными роботами) и противоречит самой идее. Он не робот, а человек внутри машины. Авторам же этого изобретения нужна именно машина с человеческим лицом, то есть нечто противоположное. И они «выключают» человека. Поведением и действиями человека управляют биохимические процессы в мозгу, ими можно управлять, регулируя уровень химических веществ. Личность уходит на покой, и что с ней происходит в подсознании, не знает никто.
Рычаги управления мозгом — вот о чем здесь идет речь. По сути, все внешние раздражители в каком-то смысле управляют нашим мозгом, вызывая его на реакцию, заставляя его действовать. В случае условной независимости это естественная реакция, но людей независимых очень мало. И вот эта марионетка, бывшая когда-то Алексом Мерфи, это очень многие люди на планете. В большинстве случаев не имеющие достаточного объема информации и желания ее искать и анализировать, чтобы составлять верное суждение о чем-либо, они поддаются пропаганде, воздействию, рекламе. И, что гораздо хуже, множество людей хотят управлять другими, заставлять других делать и думать определенным образом в своих целях. Ноам Хомский в интервью американскому Esquire много говорил об этом — об управлении сознанием (esquire.ru/noam-chomsky). Капельницы и проводки уже в мозгу.
И тут на экране появляется герой, особенно актуальный сегодня в России (хотя, вероятно, жители других стран могут сказать то же самое от себя): эпизоды с телеведущим Пэтом Новаком (Сэмюэль Л.Джексон) с великолепной яркостью рисуют общий портрет наших телевизионных героев. Агрессия, манипуляции словами, манипуляции общественным сознанием, давление и абсолютное отрицание возможности диалога. Да это же Дмитрий Киселев собственной персоной! Я плакала на этих сценах, спасибо, что от смеха. Но вообще-то не смешно.
Очевидно, что новый «Робокоп» совсем не про «экшн» и не про роботов — после «Тихоокеанского рубежа» и «Аватара» технически здесь все выглядит очень просто и местами даже бедно. Это фильм про власть. И такое сочетание формы и содержания только на первый взгляд кажется странным. Все это очень вовремя, только искусство, как всегда, ничего не сможет изменить. Как и «хорошие ребята» — неоднозначный герой Гэри Олдмена очень показательно ведет себя на протяжении всей истории. И с вертикалью власти не согласен, и пойти против не может. Да, в решающий момент он все же восстает, но вот это уже поступок героический, в реальной жизни практически невозможный.
Вообще, конечно, текст совсем не про кино получился.
Слоган фильма в русском прокате — «У зла нет шансов». Это, конечно, сказано мощно. Прямо как на телевидении. В оригинале, впрочем, не хуже: «Crime has a new enemy».

?

Log in

No account? Create an account